Сегодня к Тояхаре обратились очень хорошие люди. И - обратили внимание. И внимание обратилось, отчего пришел Тояхара в некую прострацию. Впрочем, по порядку.
11 февраля, 2014 Алексей Карнаухов: Ветры сепаратизма дуют и в Бурятии
Недавно в республиканских СМИ прошла информация, что верховный суд Бурятии отклонил кассационное прошение Зуртана Халтарова о пересмотре приговора. Напомним, что он был осужден за призывы убивать русских и оскорбления по национальному признаку. Заметим, что во время суда над Халтаровым местные СМИ или откровенно защищали Халтарова, или заняли безликий нейтралитет. Призывы к убийствам и сепаратизму, разжигание русофобии в бурятской прессе фактически никто не осудил.
Но дело ведь не только в «жирном тролле». Он сам всего лишь видимый показатель негативного явления — ползучего местечкового национализма, замешанного на русофобии и сепаратистских устремлениях. На местном жаргоне оно получило название «бурнацизма», его носители соответственно «бурнациков». Удивляет то, что они уже давно и безнаказанно используют СМИ как трибуну, чтобы сеять национальную рознь или чернить неугодных деятелей.
Например, в газете «МК в Бурятии» недавно вышла статья «Капканы этнонационализма». Автор — Лазарь Бартунаев, доктор экономических наук, известный политический деятель Бурятии. В ней он выразил беспокойство ростом националистических настроений среди бурят. «Одним из серьезных вызовов, перед которым стоит Бурятия, является растущий национализм, прежде всего в среде титульного народа республики» — пишет Лазарь Романович — «В условиях многонационального состава населения это может стать одним из факторов дестабилизации политической обстановки. На прошедших выборах под шокирующими лозунгами «Бурятия — превыше всего!», «Думать по-бурятски!» были щедро разбросаны зерна национализма, ростки которого незримо прорастают в душах людей. Особенно подвержена его деструктивному влиянию молодежь, не имеющая достаточного социального опыта». В этой же статье Бартунаев осудил склонность бурят к мелкому «племенному шовинизму», раскритиковал он и политику национальных квот и привилегий, как ведущую к деградации.
Данный поступок Л. Бартунаева достоин уважения. Чтоб в Бурятии сделать такое публичное заявление, нужно быть, как минимум, мужественным человеком. Тем более, что осудивший бурятский национализм — сам бурят. Поэтому закономерно, что статья Бартунаева вызвала бурное негодование «бурятских общественников». Так, член Общественной палаты Бурятии Бутидма Зыдрабын в "фэйсбуке" гневно окрестила Бартунаева предателем национальных интересов и предложила мысленно сжечь его на ритуальном огне. К слову, ранее Зыдрабын высказывалась в защиту русофоба Халтарова и призывала снимать с должностей чиновников, заподозренных в сочувствии «славянофилам». Что касается ее общественной деятельности, она «прославилась» в основном более чем сомнительной идеей «кодекса истинного бурята».
А далее с ведома той же Зыдрабын в Общественной палате прошла конференция публичных деятелей. Странным образом практически все приглашенные участники прославились на ниве бурятского национализма. Тут были и демсоюз Улан-Удэ, и автор разжигательных «антиколонизаторских» публикаций Бакалин Васильев, и «бурятский Троцкий» Евгений Хамаганов. Также присутствовали «гуннофил» Олег Булутов, пантюркист Гунтупов, и подобные столь же одиозные и своеобразные личности. (Примечательно, что из представителей русской общественности Бурятии не пригласили никого).
«Круглые столы» (Которые проводятся не где-нибудь, а в помещениях правительственных учреждений). Изначально Общественная палата замышлялась как высококвалифицированная общественная площадка. Но странным образом большая часть её членов оказалась или «никакими» серыми личностями, либо откровенными националистами с явным русофобским душком, которые, пользуясь положением, приваживают себе подобных на таких вот «круглых столах».
Тут следует вспомнить, что вирусу национального превосходства подвержена и часть интеллигенции. Не случайно и русофоб-экстремист Халтаров, и лидер молодых бурятских националистов Раджана Дугарова, и идеолог неопанмонголизма эмигрант Хамутаев — все они вышли из Бурятского научного центра. (К слову, там же сейчас утруждается еще один научный сотрудник — бывший мэр Улан-Удэ). Как показывает печальный опыт распада СССР, небольшая группа сепаратистски настроенной интеллигенции, имея рупоры в СМИ и рядясь в тоги «народных трибунов», может быстро заразить большие массы населения национальных окраин экстремистскими взглядами. Сначала известные журналисты и деятели искусств начинают муссировать тему сохранения национальной самобытности и покаяния потомков «колонизаторов» за эксцессы многовековой давности. А когда публицисты и общественники подготовят почву, приходят погромщики и террористы.
( Национализм: опасность усиливается. )Я думаю, кроме вала, надо пошевеливаться и контрразведке. Ах, до чего же гадки и опасны эти недоучившиеся местечковые наполеончики... Как скорпиконы, жалят исподтишка.
